Выпуск 2, 2017


Р. А. Орехов

Триады Менкаура. Попытка нового прочтения, Или некоторые критические замечания к теории Ф. Д. Фридман



Автор статьи подвергает критическому рассмотрению теорию Ф. Д. Фридман, которая трактует знаменитые триады царя Менкаура, происходящие из долинного храма его пирамиды, как хеб-седные. Американский исследователь проанализировала триады с точки зрения сравнительной иконографии, но при этом не дала четкого определения, что она понимает под таким сложным явлением, как хеб-сед. Так как праздник на протяжении истории Древнего Египта менял свое сущностное наполнение, данные сюжеты могут быть истолкованы двояко, в том числе как причастные к ритуалу коронации, который также подтверждал царский статус и мог, в отличие от хеб-седа, проводиться ежегодно. По мнению автора статьи, основная идея, заложенная в триадах Менкаура, связана с празднованием Нового года, когда царь встречал богиню плодородия Хатхор, прибывавшую от южных рубежей страны.

Ключевые слова:
теория Ф. Д. Фридман, хеб-сед, коронация, богиня Хатхор, триады Менкаура, празднование Нового года.

Оригинальный язык статьи — русский.

Читать полный текст статьи